В здоровом теле - здоровый дух
Значение физического воспитания детей резко возросло в наши дни. В профилактике заболеваний важное место принадлежит сознательному, высококультурному отношению людей к своему здоровью, правильному образу жизни и физической культуре. В связи с этим резко возрастает роль гигиенического и физического воспитания детей.
Способствуя формированию двигательных навыков, совершенствованию таких качеств, как быстрота, сила, выносливость, ловкость, физическое воспитание формирует ряд морально-волевых качеств: смелость, решительность, настойчивость. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на многих функциях растущего организма и является патогенетическим фактором в возникновении и развитии ряда заболеваний.
Физические упражнения в системе физического воспитания по своему биологическому механизму воздействия на человека предоставляют широкие возможности достичь значительного оздоровительного эффекта. То же самое относится и к используемым в оздоровительных целях естественным факторам природы (солнечной радиации, водной и воздушной средам) и оптимальным гигиеническим условиям.
Игры на сплочение коллектива
Игра - это незаменимое средство сплочения детского коллектива. Детская игра отражает тот уровень взаимоотношений детей, который сложился в данном коллективе. Воспитатель должен помнить о том, что в игре могут закладываться и отрицательные свойства характера, такие, как агрессивность, соперничество, ревность, недоброжелательность, грубость. Игры на сплочение детского коллектива, способствуют созданию спокойной, доверительной обстановки, обеспечивают развитие социальной уверенности у дошкольников, повышают самооценку детей, их уверенность в себе: «Радио», «Скажи хорошее о друге», «Угадай по описанию», «Угадай, кто мой друг», «Комплименты», «Клубочек», «Передай игрушку по кругу», «Встаньте те, кто», «Разные приветствия», «Доброе животное», «Волшебный стул», «Подарок от души» и другие.
Волшебные счётные палочки
Ошибочно думать, что с помощью счетных палочек можно научить ребенка считать, и только. Их задача в умелых руках взрослых – развивать детское мышление.
Они способствуют развитию моторики пальчиков, во время занятий с этим нехитрым приспособлением формируется пространственная ориентация, дети изучают понятия справа-слева, впереди-сзади, сверху-снизу. Составляя рисунки, дошкольник активизирует творческое начало, конструкторское мышление, воображение.
И, наконец, прямое их назначение – обучение начальной математике. Наряду с мелкой моторикой, игры и занятия с этими счетными элементами помогают развивать у дошкольника интеллект, самостоятельность, интерес к исследованиям и познанию, активность, целеустремленность, самостоятельность, способность к планированию, контролю и оценке собственной деятельности, сосредоточенность.
Монгольская игра
«Монгольская игра» - одна из множества игр-головоломок на плоскостное моделирование.
Игра способствует развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей. Формирует представлений о форме и размере. Развивает операции мышления : анализ и синтез. Игра способствует развитию творчества, смекалки и сообразительности. Учит сравнивать. Тренирует наблюдательность. Способствует развитию интереса к интеллектуальной деятельности.Игровая задача состоит в том, чтобы собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики. При составлении фигур-силуэтов необходимо использовать все части, присоединяя, их друг к другу, не накладывая одну на другую.
Правила игры : от простого к сложному. Знакомить с игрой надо постепенно. Вначале ребенок должен узнать название игры, рассмотреть набор фигур. В процессе знакомства с игрой дети упражняются в различении и правильном назывании геометрических фигур.
Наблюдение за льдом
Природа- это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего ребенка – дошкольника, трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы. Цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении – воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. Сегодня мы вспомнили все свойства воды, её возможные состояния, провели эксперименты со льдом.
С днём мамы
Традиционно в детских садах проводят торжественные мероприятия, посвященные Дню матери. Этот праздник направлен на то, чтобы донести до детей значимость материнства, укрепить семейные узы. Кроме того, воспитывая в детях уважительное отношение к женщине, ее роли в жизни семьи и общества в целом, мы закладываем основы нравственности в их сердцах.Цель праздника – воспитание уважительного отношения к матери, признание ее заслуг в воспитании детей, развитие нравственных качеств дошкольников, создание положительной эмоциональной атмосферы в детском саду.В этот день дети поздравляют своих мам с праздником, дарят им подарки, сделанные своими руками, читают стихи, поют песни. В празднике принимают участие мамы воспитанников, которые с удовольствием участвуют в конкурсах, выполняют задания вместе с детьми.Одним из главных атрибутов праздника является стенд, на котором расположены детские рисунки, посвященные мамам. Дети рисуют портреты мам, семейные фотографии, а также цветы, как символ праздника.
Помимо этого, дети с удовольствием принимают участие в изготовлении подарков для мам. Это могут быть аппликации, открытки, поделки из пластилина, а также подарки, изготовленные своими руками. Например, дети могут приготовить для мамы вкусный пирог или печенье, нарисовать для нее картину.
Также в этот день проводятся конкурсы и викторины, посвященные матерям. Дети должны ответить на вопросы о своей маме, назвать ее качества, рассказать о том, чем она занимается дома.
Растём здоровыми
Известно, что важная роль в воспитании здорового поколения принадлежит физической культуре. Здорового ребёнка невозможно представить себе неподвижным. Большое внимание уделяется двигательной активности детей на свежем воздухе в различных формах - физкультурные занятия, спортивные упражнения, занятия на прогулке, подвижные игры. При проведении физкультурных занятий на улице дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях.
Многократное повторение упражнений в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.
Занятия на открытом воздухе обеспечивают выполнение одной из важных задач физического воспитания - совершенствованию функциональных систем и закаливанию организма ребёнка. Теория и практика физического воспитания свидетельствуют. что особую значимость имеют упражнения на развитие выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, эстафеты, которые способствуют расширению возможностей сердечно - сосудистой, дыхательной систем, улучшению деятельности центральной нервной системы и тем самым укреплению здоровья и повышению работоспособности организма.
Наблюдение за сорокой
В нашем современном мире перед воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только сознательным, здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Участие в экспериментах относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребёнка. Совершенствовать воспитание личности ребёнка невозможно без обогащения его опыта образами природы – полными и яркими.
Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддерживать, сохранять первые, яркие детские впечатлении, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы.
С помощью познавательно-исследовательской деятельности на прогулке можно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобрести опыт исследовательской деятельности, развить восприятие, мышление, речь (рассуждение, размышление, пересказ). Сегодня мы наблюдали за сорокой и узнали много нового и интересного о птице.
Наблюдение за берёзой
Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребенка.
Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения. На прогулке мы заметили, что не все берёзки одинаково скинули листву и решили найти научную литературу по этой теме. Оказывается на это влияет возраст дерева.
Наблюдение за мусоровозом
Дети нашей группы во время прогулки любят наблюдать за работой мусоровоза. Так как с нашего участка хорошо видна зона вывоза мусора, дети могли видеть, какое большое количество отходов каждый раз забирает машина. Они часто задавали вопросы: «Почему в баках столько много мусора?», «Откуда приезжает мусоровоз?», «Куда увозят мусор?», «Что с ним делают дальше?», «Можно ли создать жизнь без мусора?». Эти вопросы стали интересны и нам. И мы решили углубиться в эту тему, так как мусор- глобальная экологическая проблема современности, которую необходимо срочно решать. Ведь проблема загрязнение должна касаться каждого. Дети задавали хорошие вопросы, на которые нужно было дать грамотные ответы. А также научить их задумываться о разумном потреблении. Рассказать о том, что отходы могут вредить нашей планете. Показать, что у использованных вещей может существовать вторая жизнь.
Экспериментирование "Фильтрация воды"
Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную. Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи – это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования – дома и в детском саду.
Рисование
Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных задач, стоящих перед педагогом и родителями – воспитывать любовь к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе. Этого можно добиться в том случае, если знакомить ребенка с тайнами природы, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться пейзажами родных мест.
В нашем современном, интенсивно меняющемся обществе, дети, как и взрослые, подвержены стрессам, что негативно сказывается на их здоровье и развитии. Природа своей яркостью, многообразием, динамичностью развивает у ребенка чувства прекрасного, любовь к окружающему его миру, дарит покой и возможность узнавать что-то новое и удивительное. Ребенок с огромным интересом смотрит на окружающий мир, но видит не все, иногда даже не замечает главного. А если рядом взрослые, которые удивляются вместе с ним, учат не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Этапами развития эстетического отношения детей старшего дошкольного возраста являются: эмоциональная отзывчивость на красоту в окружающем (проявляются в экспрессии чувства в мимике, жесте, двигательной активности); эмоционально-описательным или эмоционально образным типами суждения; эстетическое преобразование (стремление привнести или сохранить в окружающем гармонию, упорядоченность). Специфика эстетического отношения к природе (этапность его развития, выраженная субъективность) обусловила выбор педагогического воздействия
как эффективного процесса, в условиях которого возможно его развитие.
Польза настольных игр
Воспитать ребёнка без игры невозможно. В дошкольном возрасте дети играют постоянно — это их естественная потребность, способ познания окружающего мира. На сегодняшний день существует огромное количество развивающих настольных игр для детей. Их можно подобрать, опираясь на предпочтение ребёнка, в зависимости от его возраста. Огромным преимуществом настольных игр является то, что в них можно играть в любое время как одному, так и компанией. При этом дети учатся общаться друг с другом, договариваться, соблюдать определённые правила. Даже самые простые настольные игры оказывают полезное влияние на ребенка, развивая зрительную память, внимание, сообразительность, логику, воображение и образное мышление.
У настольной игры есть очередность хода и четкие заранее оговоренные правила, обязательные для всех игроков. Играя в настольную игру, ребенок учится соблюдать эти правила, контролировать свои желания, эмоции, темперамент. Например, настольные игры «ходилки» или «бродилки» предполагают использование кубиков и передвижение фишек по игровому полю, учитывая четкие правила.
Эти игры направлены на обогащение словарного запаса, сообразительности и самостоятельности и, ориентировке в пространстве. Азарт и желание победить стимулируют смекалку и интеллект. В процессе игры дети могут узнать о правилах поведения на дороге, о жизни животных или выучить алфавит. Игры могут быть с различной тематикой, с сюжетами для мальчиков и для девочек.
Играя в эти игры ребёнок начинает понимать, что кроме него есть другие «я», и его действия не должны нарушать их прав в установленных правилами пределах – нельзя перебросить кубик, если не понравилось выпавшее значение, нельзя сделать ход вне очереди, нельзя схватить с поля и посмотреть закрытую карточку просто потому, что любопытно, и что, как ни обзывай того, кто первым дошел до финиша, всё равно останешься проигравшим. И, что самое главное, всё это нельзя потому, что так все вместе заранее договорились.
Настольная игра — это всегда испытание и тренировка личных качеств – умения сосредоточиться, думать, быть вежливым, доброжелательным, терпеливым, великодушно выигрывать и достойно проигрывать. Если вы хотите лучше узнать ребенка, или без неловкостей подружить его с другими детьми, то пригласите их поиграть в интересную настольную игру и к концу партии вы будете знать про них почти всё. Ведь в отличии, например, от совместного просмотра мультфильмов, настольные игры не забирают на себя все внимание участвующих и позволяют легко и непринужденно беседовать во время партии, вынуждают игроков общаться и реагировать на возникающие игровые ситуации.
Наблюдение за радугой
Вряд ли найдется человек, который не любовался бы радугой. Это великолепное красочное явление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание. Радуга – это самое красивое явление природы, которое не может не привлечь человеческий взгляд. В древние времена, когда люди еще мало знали об окружающем мире, радугу считали небесным знамением.Человек связывал радугу со многими поверьями и легендами, так в мифологии Древней Греции радугу считали дорогой между миром богов и миром людей. Славяне же полагали, что радуга пьет воду из рек, озер и других водоемов, а потом проливает ее в виде дождя на землю.
Но именно с дождем и связанно это великолепное явление природы. Ведь радуга обычно появляется либо перед дождем, либо во время его, либо после него, все зависит от облака, которое перемещается и дает ливневые осадки. Радуга настолько красива, что ее воспевают в песнях, описывают в литературе, складывают о ней легенды. Радуга – это просто солнечные лучи, преломляющиеся в каплях дождя. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы, а поскольку их очень много, то и радуга получается в полнеба. Предмет, способный разложить луч света на составляющие, называется «призмой». Если говорить о радуге, то роль «призмы» выполняют капли дождя. Радуга – это большой изогнутый спектр или образовавшаяся в результате разложения проходящего через дождевые капли луча света полоса цветных линий.
Осенняя выставка
В нашем детском саду стало традицией проводить выставки совместных работ родителей и детей. Такие мероприятия сближают родителей и ребёнка, позволяют им не только выразить свой творческий потенциал, но и демонстрировать свои таланты, воспитывать добро и человеческое отношение ко всему окружающему, развивать семейное творчество!
Осень – чудесная пора и она вдохновляет своей яркостью и пестротой красок на воплощение прекрасных творческих идей. В октябре в нашем детском саду прошла выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии». Родители совместно с детьми смастерили замечательные поделки: забавных животных, красавицу Осень, осенние композиции, которые можно назвать настоящими произведениями искусства. Ни одна работа не повторяется. Все экспонаты выставки – стали прекрасным украшением интерьера наших групп. В каждой работе прослеживается творческая индивидуальность и фантазия каждой семьи.
Все работы оригинальны, неповторимы и интересны. Лучшие работы награждены грамотами.
Конструирование
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Приглядитесь повнимательней к своему играющему ребенку - его игрушки не могут «жить» без домов, комнат, предметов мебели. Поэтому даже если у него нет конструктора, ребенок создает игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, коробок, а также разнообразного природного материала.
Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность?
Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.
1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.
3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.
4. Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом. Игры с конструктором полезны всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам.
Умственное развитие дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В специально созданных взрослыми играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные и практические действия, которые дети должны освоить. Крупская Н. К. считала, что «игра для дошкольников – способ познания окружающего».
Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.
Подробнее
Лепка "Натюрморт из фруктов"
Одним из любимых и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста является лепка. Лепка даёт возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Лепка — вид художественной деятельности, имеющий много аспектов.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка: ‒ повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; ‒ развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; ‒ синхронизируют работу обеих рук; ‒ формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Самое важное и ценное в том, что лепка развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.